Суббота, 27.04.2024, 06:29Главная | Регистрация | Вход

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 6

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Методическая деятельность

Система

подготовки учающихся к ОГЭ по русскому языку

(из опыта работы)

 

 

Эффективная подготовка к ОГЭ по русскому языку и результативность самого экзамена – одна из самых актуальных тем с того самого времени, когда была введена новая форма экзамена по русскому языку, ведь русский язык является одной из основных дисциплин для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Основной государственный экзамен – это возможность проверить эффективность учебной деятельности как ученика, так и учителя.

Анализируя экзаменационные работы, можно увидеть, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Предлагаемые учащимся на итоговой аттестации задания проверяют все виды компетенций:

  • языковую;
  • лингвистическую;
  • коммуникативную.

 

Все это необходимо учитывать при подготовке к ОГЭ, которая должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определённую форму экзамена и на специфическую систему проверки.

Только планомерная работа при подготовке к ОГЭ по русскому языку, умение учителя соотнести требования экзамена с уровнем подготовленности учащихся помогут добиться хороших результатов.

Прежде всего учителю необходимо познакомить учащихся с формой проведения экзамена и с особенностями экзаменационных заданий.

В экзаменационной работе по русскому языку в 9 классе три части, которые связаны между собой общетематической направленностью. Если первый текст (для сжатого изложения) носит обобщенно-отвлечённый характер, то второй раскрывает тему на жизненном материале; если первый текст – рассуждение, то во втором могут быть представлены разные функционально-смысловые типы речи и их сочетания. Следовательно, текстовый материал подобран так, чтобы соблюдался принцип от общего к частному, от отвлечённого к конкретному».

Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, при помощи которой можно проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

- умение понимать содержание текста в связи с авторским замыслом;

- умение выделять главное в информации;

- умение сокращать текст разными способами;

- умение правильно передавать содержание текста;

- умение использовать языковые средства для передачи обобщённой информации.

Специальные приемы помогут научить школьников правильно писать сжатое изложение.

 

Система работы над сжатым изложением при подготовке в форме основного государственного экзамена

 

Написание сжатого изложения – это первая часть экзаменационной работы. Изложение – традиционный работы, который развивает художественные, лингвистические, коммуникативные, творческие способности учащихся, формирует навыки слушания, запоминания и воспроизведения в письменной форме исходного текста. Организация планомерной, эффективной работы с текстом изложения – достаточно важный момент при подготовке к экзамену.

Ученику необходимо прежде всего понимать, что в тексте есть главная и второстепенная информация. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Нужно научиться определять микротемы, являющиеся составной частью общей темы прослушанного текста.

Также нужно научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения, так как сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.

 

В процессе подготовки к сжатому изложению целесообразно выделить следующие этапы:

  1. Слушание текста - один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли.
  2. Выделение ключевых слов, объяснение непонятных слов и выражений, повторное чтение текста, уточнение абзацев.
  3. Деление текста на микротемы, составление схемы текста.
  4. Сжатие исходного текста
  5. Написание изложения.

 

  • к сжатому изложению может вестись не только на специальных уроках по развитию речи, но и на обычных. Написание мини – изложений ( текстом из 4 – 8 предложений) позволяет не только тренировать память, но и вырабатывать умение выделять микротемы, отрабатывать навык сжатия текста. Для мини – изложения можно брать как самостоятельные произведения (миниатюры), так и фрагменты текста, имеющие законченный смысловой характер.

 

Учащихся важно познакомить с алгоритмом, который поможет в выработке правильных навыков в работе над изложением:

1. Внимательно слушайте текст.

2. Первый раз пишите в черновике с большими пробелами. Это позволит вставить дополнительную информацию в эти пробелы при вторичном прослушивании.

3. Сокращайте слова, чтобы записать как можно больше информации.

4. Время, которое дается между двумя прослушиваниями, нужно использовать по максимуму: дописать слова, которые были сокращены, а также осознать, о чем идет речь в тексте, какова его основная мысль.

5. При втором прослушивании нужно постараться заполнить пробелы, дополнив информацию.

6. Когда текст прочитан, постарайтесь соединить все записанное в одно целое. Затем внимательно все прочитать. Если удается при чтении удерживать основную мысль, текст легко читается, значит, вы хорошо поработали.

7. Теперь можно начать сокращать текст. При этом можно использовать следующие основные способы:

- Замена – несколько слов заменяются одним общим понятием. К примеру, слова «мужчины, женщины и дети» можно заменить местоимением «все», если это возможно по смыслу.

- Исключение – из текста убираются однородные члены, повторы, несущественные фрагменты. Это позволяет существенно уменьшить объем при сохранении смысла и читабельности.

- Слияние. Из двух простых предложений можно сделать одно сложное, полностью сохраняющее смысл первоначальных предложений.

8. Внимательно перечитайте получившийся текст. Если мысль нигде не «спотыкается», при прочтении вы нигде не останавливаетесь, пытаясь снова вернуться к теме, значит, текст изложен хорошо. Теперь можно проверить, разбит ли текст на абзацы, добавить красные строки, ели это необходимо.

9. Проверьте текст на наличие орфографических ошибок. При прочтении текста нужно подчеркнуть все слова, в написании которых вы сомневаетесь. Правильность их написания стоит обязательно проверить по словарю.

10. Перепишите текст в чистовик.

 

Сжатие исходного текста.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

  1. Исключение:
  • исключение повторов;
  • исключение одного или нескольких из синонимов;
  • исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
  • исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
  • исключение одного или нескольких предложений, содержащих второ-степенную, несущественную информацию.

Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

  1. Обобщение:
  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицатель-ным местоимением с обобщающим значением.
  1. Упрощение:
  • слияние нескольких предложений в одно;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена сложноподчинённого предложения простым;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена прямой речи косвенной.

Чаще всего для сжатия удаётся использовать приём исключения, реже всего – обобщения. При исключении необходимо сначала выделить главное, а затем убрать детали (подробности). При обобщении материала сначала вычленяем единичные существенные факты (несущественные опускаем), объединяем их в одно целое, подбираем соответствующие языковые средства и составляем новый текст.

Для овладения приемами сжатия текста можно использовать следующие задания:

-cократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти...).

-передайте содержание текста в одном - двух предложениях.

-уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

-составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко сформулируйте главное в тексте.

Текст при написании сжатого изложения излагается кратко, сохраняются микротемы, но пропускаются излишние подробности. Для этого необходимо отобрать в тексте главное и существенное, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст.

 

1. При сжатии любого текста обычно

- опускаются диалоги,

- пространные описания природы,

- описания чувств, настроений.

 

2. При этом сохраняются

- ключевые слова и обороты речи,

- наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передается колорит исходного текста.

 

  1. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания можно преобразовать стиль текста и его тип. Но, например, при сжатии рассуждения необходимо сохранить ВСЕ аргументы, сократив лишь излишние подробности. При этом нельзя допустить, чтобы сжатое изложение превратилось в выборочное.

 

Умение писать сжатое изложение начинается в 5-м классе со следующих заданий:

• выучить и пересказать;

• выполнить задания на выявление ключевых слов, фраз, микротем;

• изучить способы сжатия текста и применить их на практике.

В 6-9-х классах продолжается работа по формированию навыка работы с текстом изложения.

 

Работа над заданием 15.1(сочинение – рассуждение на лингвистическую тему)

 

Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по предложенному высказыванию является одним из наиболее трудных заданий экзамена.

Формулировка задания 15.1: «Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса цитату….»

Цитата ориентирована на любое явление языка (речи), представленное в тексте.

Учащиеся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему должны показать следующие умения:

  1. Умение рассуждать на лингвистическую тему.
  2. Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения- рассуждения.
  3. Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
  4. Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
  5. Умение пользоваться лингвистической терминологией.
  6. Практическую грамотность.

 

 

Учащимся можно предложить памятку

«Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

 

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание 15.1?

В задании 15.1 в каждом варианте будут разные высказывания о языке.

Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению. Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы. Внимательно прочитайте задание.

 

Основные требования к сочинению.

НЕОБХОДИМО:

1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;

2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;

2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;

3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.

МОЖНО:

1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

2. писать работу в научном или публицистическом стиле;

3. начать сочинение с высказывания.

НЕЛЬЗЯ:

1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;

2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.

 

 

 

 

Работа над заданием 15.2 (сочинения-рассуждения на основе интерпретации фрагмента текста)

 

Задание 15.2 проверяет умение самостоятельно интерпретировать (т.е. истолковывать, разъяснять, раскрывать) смысл ключевого фрагмента текста.

Композиция сочинения-рассуждения

1. Вступление. Тезис.

Формулировка тезиса о смысле фразы текста.

Развертывание тезиса с помощью комментария к нему.

2. Основная часть. Доказательства.

Два примера-аргумента из прочитанного текста.

3. Заключение. Вывод.

 

Памятка «Как работать над сочинением (часть 15.2)»

  1. Внимательно прочитайте текст.
  2. Вдумайтесь в смысл вопроса, на который вам предстоит ответить, найдите в нём ключевые слова.
  3. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос.
  4. Сформулируйте собственное мнение о смысле заданного вопроса.
  5. Приведите два примера-аргумента из текста, подтверждающих правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений.
  6. Проверьте композицию сочинения: это должно быть сочинение-рассуждение (тезис, аргументы, вывод).
  7. Проверьте, как соотносится ваше письменное высказывание с авторской позицией (идеей текста).

 

 

Этапы работы над сочинением 15.3.

( сочинение – рассуждение о каком – либо ценностном понятии)

 

Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему, с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.

 

Алгоритм написания

Для того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:

  • перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;
  • сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;
  • завершить вступительную часть пояснениями к определению;
  • перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;
  • завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.

Требования к структурным элементам

 

При определении предполагаемой структуры текста важно помнить, что вы пишете рассуждение, соответственно, в сочинении должны присутствовать:

 

1. Вступление (тезис). Его основой выступает собственное понимание определенного явления, качества (это могут быть человечность, доброта, гуманизм, патриотизм и т.д.). Дав определение характеризуемому понятию, стоит пояснить его одним-двумя предложениями. При этом можно использовать конструкции: «на мой взгляд», «исходя из этого», «по моему мнению» и подобные им.

 

2. Далее стоит перейти к основной части, в которой приводятся аргументы. Один из них необходимо взять из текста, второй – из собственного жизненного опыта. При написании этой части стоит избегать:

 

  • простого пересказа содержания;
  • включения информации, не относящейся к делу, «воды».
  • Ваша задача: представить аргументы логично и грамотно. Для этого нужно заранее определить фрагменты текста, которые хорошо иллюстрируют мысль, вынесенную в качестве тезиса, сформулировать их содержание кратко и своими словами.

Помните, что:

  • аргументов должно быть два;
  • они должны иллюстрироваться разными примерами — из текста и собственного опыта;
  • пример должен соответствовать аргументу.

При использовании примера из текста, можно:

  • передавать его смысл собственными словами;
  • использовать полное или частичное цитирование;
  • просто обозначить номер конкретного предложения.
  • Для связи мыслей можно использовать конструкции: «подтвердить сказанное можно примером из … предложения», «подтверждая это, автор пишет, что «…», «в доказательство сказанного, могу привести пример из своего опыта» и т.д.

 

3. 

Copyright MyCorp © 2024 | uCoz